is, a lot of,
Mountaineering and an extreme in Crimea  
RU ES BY UA FR DE EN
::  MAIN  ::   THE FORUM  ::  SEARCH  ::
Mountain Crimea and JUBK
· Geography, a relief, a climate
· the Crimean toponymics
· the River network
· Vegetation and animals
· Geological secrets of Crimea
Preparation for routes
· the Choice of style of rest
· Tourism on impassability
· Cartography
· the camp Device
Active tourism and an extreme
· Foot tourism
· Rock-climbing
· Hunting and fishing
· Bicycles, a jeep-safari
· Horses and burros
· Archeology
· Diving
· the Paraplanerism
· Extremes-games
· Winter sports
· Olympic bases
· Fighting arts
· Role games
should be looked
·

·

·

·
the Card
ru es by de ua fr en

Geological secrets of Mountain Crimea. Earthquakes, landslips, collapses, have sat down

Convenience of studying of geological objects, simplicity of extraction of fossils of ancient animals and gathering of collections involve here experts from every corner of the globe. Well and jewellers work with the Crimean semi-precious stones from quartz group: a cornelian, a jasper, agate, chalcedony, rock crystal. They are not difficult for finding and among a usual beach pebble. And among dealers souvenirs it is possible to meet the expert who will tell about properties of these stones, and can and will acquaint with jewellers or collectors.

Geological processes are similar circus illjuzionu: dramatically, visually, but it is up to the end inexplicable. The sacred sources contradicting laws of a hydrology and gravitation; underground labyrinths in tens kilometres; the volcanic muzzles overturned on one side; rocky files without the bases, arisen goodness knows where from; sea bowls at kilometre height; eternal ices and glacial boulders; the tongues of sand changing the borders as will like … All these stone haosy, idols, canyons, caves, falls are not simply beautiful, and are divinely beautiful and store in itself sacrificial blood, is frequent also the human.

Crimea long since is base for educational an expert of students-geologists of Ukraine, Russia and other countries. The basic area an expert – a small river Bodrak valley in the Bakhchsarai area (villages Trudoljubovka and Cool below the Observatory), and also vicinities of Simferopol and Alushty, well and it is final, reserve Karadag.

Vicinities almost all coastal resorts are rich with exposures of magmatic and sedimentary breeds, freakish folds and aeration forms, landslide haosami, caves, the falls, the enormous boulders which origin causes till now disputes among scientists.

Research of geological riddles of vicinities of Simferopol and Alushty has in many respects defined career of academician Alexander Fersmana, professor Vladimir Lebedinsky and other known scientists.

Till now disputes of scientists cause an origin of the Salgirsky and Alushtinsky valley, the Grand Canyon of Crimea, mnogoetazhnost the Crimean caves, "a wrong" order zaleganija more ancient breeds over younger in several hills in the Bodraksky valley, in the Simferopol water basin and vicinities of Belogorska.

In general, it is possible to tell that most beautiful of the Crimean mountains are also the most mysterious – the Teeth Ah-petri and stone cones on slopes of mountain the Falcon, stone idols of the Valley of Ghosts and Karadaga, South careful haosy from magmatic breeds and islets-ottorzhentsy in the sea, fallen off as a result of grandiose accidents from an edge of Jajly.

All centuries causes disputes of experts. But also for the usual tourists travelling by buses, jeeps, mountain bicycles, top or it is simple on foot geological excursions are very interesting and leave unforgettable impressions.

One of simple and pleasant walks - from Alushty on the West to cape Plaka. It is very convenient to move on quay of the Professorial corner, on road over boarding houses "Crystals" and "Cascade" and further on a track along beaches and quays Azure, Karabaha, Rock, Karasana and Partenita.

Trips on a plateau of Chatyrdaga with visiting of the most beautiful karstic caves Marble and Emine-bair-hosar Are popular also.

Crimea is one of the parts of the world most studied by geologists. However definitive clearness in its geological history is not present. Therefore there is a sense attentively to listen to everything that to you about it will tell at excursions, and to read special geological guidebooks. But thus easy to perceive nestykovki and contradictions in an explanation of geological history and modern processes. And to reflect on it most. Perhaps the true will open to you …

Crimean mountains are one of links of a huge belt of mountain ridges which is called as Alpine. But even at first sight to the person familiar with caucasus or Carpathians, mountains of our peninsula will seem not only low, but also a little atypical under the form. The matter is that in the theory of new global tectonics jajly and foothills of Crimea at all are not considered as mountains. It is edge of a platform only raised on kilometre height. As well as all platforms (for example, East European) it has «a two-storeyed structure» - the folded base from fancifully crumpled Taurian slates and a flat cover of limestones.

What forces have raised a platform and have made its southern edge similar to mountains? – Well the same as everywhere. About drift of continents, is more exact about movement of continental and oceanic plates even at school pass. Basically, these movements in a horizontal plane are finished before the Glacial age, and in vertical - after it. But echoes and dump of pressure at movement of plates occur and during our times in the form of earthquakes.

In Crimea with IV century BC till now has occurred 77 strong earthquakes. The most destructive, probably, was earthquake of 1341 which besides Crimea has captured the huge area, was accompanied by flooding of a part of a land by waters of Black sea and "has harmed undescribed".

Earthquake of the end of XV century has brought down mountain and a fortress at the Yalta cape and has caused such fright in inhabitants that they ran, emptiness of Yalta proceeded almost 70 years.

In 1927 on June, 26th and in the night from 11 for September, 12th there were two earthquakes which have caused destructions on Southern coast from Sevastopol to Feodosiya, felt not only on the Crimean peninsula, but also is far behind its limits.

After 1927 of destructive earthquakes in Crimea was not, but devices on seismic stations catch every year tens weak pushes.

the Majority of epicentres the Crimean earthquakes is in Black sea on a site between Yalta and Gurzuf. The centres of earthquakes are mainly on depth from 10 to 40 km. If sproetsirovat the centres of earthquakes on a terrestrial surface it will appear that they are concentrated in an abrupt part of a slope of the Black Sea hollow to depths between 200 and 2000 m. the Majority of epicentres is concluded between a continental shallow and a flat bottom of a deep-water hollow of Black sea.

Obviously, there is any communication between zemljatrjasenijami and a hollow of Black sea. The raising of Crimean mountains is connected with pododviganiem under their basis of a bottom of Black sea. Processing of breeds of the advanced part of a plate of Black sea in shovnoj to a zone has formed the whole chain intruzivnyh bodies. These are mountains Piljaki, Aju-dag, Sharha, Kastel and others. The most powerful accident has blown up a volcano of Karadag.

The Second line powerful shirotnogo a break has passed on a line Bakhchisarai – Simferopol where also there was a set intruzy. Now there it is possible to admire magmatic breeds in numerous open-cast mines.

On Kerch peninsula powerful tectonic movement have led to that in breaks organic materials have failed, there can be rests of woods or bogs, or lake silt. Their fermentation proceeds not to huge depth, and the liquid dirt is thrown out through very original mud volcanoes.

Flat Crimea and coast adjoining it – a zone, quiet concerning earthquakes. But she tests slow progibanie rear character. Formation of oil and gas deposits is connected with it.

At Southern coast a continental shallow already, than in other places, and the continental slope is enough abrupt. In Evpatoria, for example, beaches very small, and at Alushty and Yalta at once it is deep.

The Border of a continental shallow and an abrupt slope of a sea hollow represents a place of contact of sites of the earth crust testing opposite directed modern vertical movements. They go non-uniformly, are accompanied by pushes, that is earthquakes.

In territory of the Crimean peninsula earthquakes and with the centres removed from it on many hundreds, and even thousand kilometres are shown. For example, destructive earthquakes of last decades and years in Romania, Turkey, Iraq dokatyvajutsja to Crimea also make itself felt pushes force in 2-4 points. It leads kachaniju chandeliers and to ware trembling.

Much more considerably landslips, collapses, taluses which internal forces of the earth, how many forces of gravitation (attraction), unloading of slopes and aeration occur under influence not so much. The term "aeration" - unsuccessful enough transfer of a German word "fervitterung" from a root "wind" weather. Complex action of all factors of weather, first of all water freezing in mountain cracks in the winter, and not just a wind Means. By the way, not quite and clearly, as instead of a word "definition" (definition) in Russian the concept "term" which in all European languages, including in an Ukrainian language means – exact term has become stronger.

The Most powerful factor of destruction of coast – sea activity, both blows of waves, and chemical razedanie breeds sea water. And it is final, expansion of cracks in breeds at water freezing.

Modern geological processes conduct and to "eating" of beaches, mountain collapses and landslips, strengthen selevye (grjazekamennye streams).

All these processes continuously change outlines of rocks, a coastal line, change width of beaches, structure of beach adjournment. Frequently constructions of health resorts in a coastal or mountain zone become unsuitable for residing. However such objects are most interesting to excursions, as with their each visiting they change. Even city beaches after each storm appears in a new kind. Well and if you collect photos of stone laces, for example, in breakages of cave cities, you will find out that their drawing varies literally for couple of months.

I Hope, it will learn you to care at a vacation spot choice in mountains, and you will feel vulnerability of the nature more sharply.


to Reserve permits directly in health resorts it is possible on a site
" rest in Crimea without яюёЁхфэшъют".



In addition on the given theme:

Geography, a relief, a climate and tourism seasons. Features of weather in mountains
the Crimean toponymics
Geological secrets of Mountain Crimea. Earthquakes, landslips, collapses, have sat down

Back | the Beginning | -ртхЁ§
© 2005-2009 www.crimeanextreme.com. Mountaineering and an extreme in Crimea.
at citing of materials of a site the direct hyperlink on www.crimeanextreme.com is obligatory

Горный туризм и экстрим в Крыму  
RU ES BY UA FR DE EN
::  ГЛАВНАЯ  ::  ФОРУМ  ::  ПОИСК  ::
Горный Крым и ЮБК
· География, рельеф, климат
· Крымская топонимика
· Речная сеть
· Растительность и животные
· Геологические тайны Крыма
Подготовка к маршрутам
· Выбор стиля отдыха
· Туризм по бездорожью
· Картография
· Устройство лагеря
Активный туризм и экстрим
· Пешеходный туризм
· Скалолазание
· Охота и рыбалка
· Велосипеды, джип-сафари
· Лошади и ослики
· Археология
· Дайвинг
· Парапланеризм
· Экстрим-игры
· Зимний спорт
· Олимпийские базы
· Боевые искусства
· Ролевые игры
Гірський Крим і ПБК

Головна

Географія, рельєф, клімат
Кримська топоніміка
Річкова мережа
Рослинність і тварини
Геологічні таємниці Криму
Підготовка до маршрутів
Вибір стилю відпочинку
Туризм по бездоріжжю
Картографія
Обладнання табору
Активний туризм і екстрим
Пішохідний туризм
Скелелазіння
Полювання й риболовля
Велосипеди, джип-сафарі
Коня й ослики
Археологія
Дайвінг
Парапланеризм
Екстрим-iгри
Зимовий спорт
Олімпійські бази
Бойові мистецтва
Рольові ігри
Стоит посмотреть
·

·

·

·
Карта
ru es by de ua fr en
Статистика

Rambler's Top100  

Геологические тайны Горного Крыма. Землетрясения, оползни, обвалы, сели

Удобство изучения геологических объектов, простота извлечения окаменелостей древних животных и сбора коллекций привлекают сюда специалистов со всего мира. Ну а ювелиры работают с крымскими самоцветами из группы кварца: сердолик, яшма, агат, халцедон, горный хрусталь. Их не сложно найти и среди обычной пляжной гальки. А среди торговцев сувенирами можно встретить знатока, который расскажет о свойствах этих камней, а может и познакомит с ювелирами или коллекционерами.

Геологические процессы подобны цирковому иллюзиону: драматично, наглядно, но до конца необъяснимо. Священные источники, противоречащие законам гидрологии и гравитации; подземные лабиринты в десятки километров; вулканические жерла, опрокинутые набок; скальные массивы без оснований, возникшие невесть откуда; морские раковины на километровой высоте; вечные льды и ледниковые валуны; песчаные косы, меняющие свои границы, как заблагорассудится… Все эти каменные хаосы, истуканы, каньоны, пещеры, водопады не просто красивы, а божественно красивы и хранят в себе жертвенную кровь, нередко и человеческую.

Крым издавна является базой для учебных практик студентов-геологов Украины, России и других стран. Основной район практик – долина речки Бодрак в Бахчисарайском районе (села Трудолюбовка и Прохладное ниже Обсерватории), а также окрестности Симферополя и Алушты, ну и конечно, заповедник Карадаг.

Окрестности почти всех прибрежных курортов богаты обнажениями магматических и осадочных пород, причудливых складок и форм выветривания, обвальными хаосами, пещерами, водопадами, громадными валунами, происхождение которых до сих пор вызывает споры среди ученых.

Исследование геологических загадок окрестностей Симферополя и Алушты во многом определило карьеру академика Александра Ферсмана, профессора Владимира Лебединского и других известных ученых.

До сих пор споры ученых вызывают происхождение Салгирской и Алуштинской долины, Большого каньона Крыма, многоэтажность крымских пещер, «неправильный» порядок залегания более древних пород над более молодыми в нескольких горных массивах в Бодракской долине, у Симферопольского водохранилища и окрестностях Белогорска.

В общем, можно сказать, что самые красивые из крымских гор являются и самыми загадочными – Зубцы Ай-Петри и каменные конусы на склонах горы Сокол, каменные идолы Долины Привидений и Карадага, южнобережные хаосы из магматических пород и островки-отторженцы в море, отвалившиеся в результате грандиозных катастроф от кромки Яйлы.

Все веками вызывает споры специалистов. Но и для обычных туристов, путешествующих на автобусах, джипах, горных велосипедах, верхом или просто пешком геологические экскурсии очень интересны и оставляют незабываемые впечатления.

Одна из простых и приятных прогулок - от Алушты на запад до мыса Плака. Очень удобно двигаться по набережной Профессорского уголка, по дороге над пансионатами “Кристалл” и “Каскад” и дальше по тропе вдоль пляжей и набережных Лазурного, Карабаха, Утеса, Карасана и Партенита.

Популярны также поездки на плато Чатырдага с посещением красивейших карстовых пещер Мраморной и Эмине-баир-хосар.

Крым является одной из наиболее изученных геологами частей мира. Однако окончательной ясности в его геологической истории нет. Поэтому есть смысл внимательно слушать все, что вам по этому поводу расскажут на экскурсиях, и читать специальные геологические путеводители. Но при этом спокойно воспринимать нестыковки и противоречия в объяснении геологической истории и современных процессов. И размышлять об этом самому. Может, истина откроется именно вам…

Крымские горы являются одним из звеньев огромного пояса горных хребтов, который называется Альпийским. Но даже на первый взгляд человеку, знакомому с Кавказом или Карпатами, горы нашего полуострова покажутся не только невысокими, но и несколько нетипичными по форме. Дело в том, что в теории новой глобальной тектоники яйлы и предгорья Крыма вовсе не считаются горами. Это лишь приподнятый на километровую высоту край платформы. Как и все платформы (например, Восточно-Европейская) он имеет «двухэтажное строение» - складчатый фундамент из причудливо смятых таврических сланцев и плоский чехол известняков.

Какие же силы приподняли платформу и сделали ее южный край похожими на горы? – Ну те же что и везде. О дрейфе континентов, точнее о движении материковых и океанических плит даже в школе проходят. В основном, эти движения в горизонтальной плоскости завершены перед Ледниковым периодом, а в вертикальной - после него. Но отголоски и сброс напряжений при движении плит происходят и в наши времена в виде землетрясений.

В Крыму с IV в. до н.э. до настоящего времени произошло 77 сильных землетрясений. Наиболее разрушительным, наверное, было землетрясение 1341 г., которое помимо Крыма охватило огромную площадь, сопровождалось затоплением части суши водами Черного моря и "причинило вред неописанный".

Землетрясение конца XV в. обрушило гору и крепость у Ялтинского мыса и вызвало такой испуг у жителей, что они бежали, опустение Ялты продолжалось почти 70 лет.

В 1927 г. 26 июня и в ночь с 11 на 12 сентября произошли два землетрясения, вызвавшие разрушения на Южном берегу от Севастополя до Феодосии, ощущавшиеся не только на Крымском полуострове, но и далеко за его пределами.

После 1927 г. разрушительных землетрясений в Крыму не было, но приборы на сейсмостанциях каждый год улавливают десятки слабых толчков.

Большинство эпицентров крымских землетрясений находится в Черном море на участке между Ялтой и Гурзуфом. Очаги землетрясений находятся преимущественно на глубине от 10 до 40 км. Если спроецировать очаги землетрясений на земную поверхность, то окажется, что они сосредоточены в крутой части склона черноморской впадины на глубинах между 200 и 2000 м. Большинство эпицентров заключено между материковой отмелью и плоским дном глубоководной впадины Черного моря.

Очевидно, существует какая-то связь между землятрясениями и впадиной Черного моря. Поднятие Крымских гор связано с пододвиганием под их основание дна Черного моря. Переработка пород передовой части плиты Черного моря в шовной зоне образовала целую цепочку интрузивных тел. Это горы Пиляки, Аю-даг, Шарха, Кастель и другие. Самая мощная катастрофа взорвала вулкан Карадаг.

Вторая линия мощного широтного разлома прошла по линии Бахчисарай – Симферополь, где также произошло множество интрузий. Теперь там можно любоваться магматическими породами в многочисленных карьерах.

На Керченском полуострове мощные тектонические движение привели к тому, что в разломы провалились органические материалы, может быть остатки лесов или болот, или озерный ил. Их брожение продолжается не огромной глубине, а жидкая грязь выбрасывается через очень своеобразные грязевые вулканы.

Равнинный Крым и примыкающие к нему берега – зона, спокойная в отношении землетрясений. Но она испытывает медленное прогибание тылового характера. С ним связано формирование нефтяных и газовых месторождений.

У Южного берега материковая отмель уже, чем в других местах, а континентальный склон довольно крутой. В Евпатории, например, пляжи очень мелкие, а у Алушты и Ялты сразу глубоко.

Граница материковой отмели и крутого склона морской впадины представляет собой место соприкосновения участков земной коры, испытывающих противоположно направленные современные вертикальные движения. Они идут неравномерно, сопровождаются толчками, то есть землетрясениями.

На территории Крымского полуострова проявляются землетрясения и с очагами, удаленными от него на многие сотни, а то и тысячи километров. Например, разрушительные землетрясения последних десятилетий и лет в Румынии, Турции, Ираке докатываются до Крыма и дают себя знать толчками силой в 2-4 балла. Это приводит к качанию люстр и дрожанию посуды.

Гораздо заметнее оползни, обвалы, осыпи, которые происходят под воздействием не столько внутренних сил земли, сколько сил гравитации (притяжения), разгрузки склонов и выветривания. Сам термин «выветривание» - довольно неудачный перевод немецкого слова «фервиттерунг» от корня «ветер» погода. Имеется в виду комплексное действие всех факторов погоды, прежде всего замерзания воды в горных трещинах зимой, а не только ветра. Кстати, не вполне и ясно, как вместо слова «дефиниция» (определение) в русском языке укрепилось понятие «термин», которое во всех европейских языках, в том числе в украинском означает – точный срок.

Мощнейший фактор разрушения берега – деятельность моря, как удары волн, так и химическое разъедание пород морской водой. И конечно, расширение трещин в породах при замерзании воды.

Современные геологические процессы ведут и к “съеданию” пляжей, горным обвалам и оползням, усиливают селевые (грязекаменные потоки).

Все эти процессы непрерывно изменяют очертания скал, береговой линии, изменяют ширину пляжей, состав пляжных отложений. Зачастую сооружения здравниц в береговой или горной зоне становятся непригодными для проживания. Однако для экскурсий такие объекты наиболее интересны, поскольку с каждым их посещением они изменяются. Даже городские пляжи после каждого шторма предстает в новом виде. Ну а если вы будете коллекционировать фотографии каменных кружев, например, в обрывах пещерных городов, вы обнаружите, что рисунок их меняется буквально за пару месяцев.

Надеюсь, это научит вас осторожности при выборе места отдыха в горах, да и ранимость природы вы будете ощущать острее.


Забронировать путевки непосредственно в здравницах можно на сайте
"отдых в Крыму без посредников".



Дополнительно на данную тему:

География, рельеф, климат и сезоны туризма. Особенности погоды в горах
Крымская топонимика
Геологические тайны Горного Крыма. Землетрясения, оползни, обвалы, сели

Назад | Начало | Наверх
© 2005-2009 www.crimeanextreme.com. Горный туризм и экстрим в Крыму.
При цитировании материалов сайта прямая гиперссылка на www.crimeanextreme.com обязательна